Море причин
Место схода с рельсов. Фото сделано в день аварии. Источник: пресс-служба ГУ МЧС России по Сахалинской области

Место схода с рельсов. Фото сделано в день аварии. Источник: пресс-служба ГУ МЧС России по Сахалинской области

Сахалинский ученый предсказывал аварии поездов из-за размыва путей еще пять лет назад 

О возможности схода с путей поезда на западном побережье Сахалина выходили и научные публикации Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН и комментарии в прессе. До сих пор под аналогичной угрозой на острове остаются почти 30 км дорог и прежде всего это дороги железные. Корреспондент «Русской планеты» проанализировала предупреждения одного из сахалинских ученых именно о таких ЧП.

3 ноября на железнодорожном перегоне Холмск — Томари тягач и два вагона пригородного поезда сошли с рельсов. Вагоны упали прямо в море. Погиб дорожный мастер Холмской дистанции пути. 20 пассажиров получили травмы разной степени тяжести, 11 из них были госпитализированы.

Утром следующего дня, 4 ноября, следователи возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека). Названа и предварительная версия случившегося: «Неудовлетворительное состояние железнодорожного полотна». Участок дороги длиной 150 м, на котором и произошла авария, был размыт.

Летом 2013 года старший научный сотрудник Института морской геологии и геофизики ДВО РАН Виктор Афанасьев заявил в одном из интервью: не теряя времени, надо создавать на острове систему берегозащиты для 28 км прибрежных территорий.

За последние полвека море «съело» более 35 км2 берегов Сахалина, сообщил Афанасьев. Под угрозой смыва, в частности, трасса Южно-Сахалинск — Оха на участке Стародубское — Взморье. Для катастрофы достаточно одного сильного шторма. Это известная местным жителям проблемная дорога: из-за непогоды ее периодически закрывают.

В 2005 году поселок Взморье целиком попал под угрозу затопления. Жителей его было решено расселить — до 2015 года, по программе сноса ветхого жилья.

Тему берегозащиты этот ученый поднимал еще пять лет назад.

«В настоящее время даже невозможно определить размеры прямого и косвенного ущерба, нанесенного экономике и экологии Сахалина из-за отсутствия необходимого внимания к проблемам берегопользования, — писал Виктор Афанасьев. — Длина береговой линии Сахалина 2510 км, из которых 1438 км подвержены процессам размывания. Береговая защита состоит из 102 км шпунтовых и ряжевых стенок, сооружений откосного типа, бетонно-каменной наброски и еще 25 км причалов, шпор и угольных галерей. Причем немалая часть этих сооружений либо осталась от японцев, либо построена еще в советское время хозспособом и теперь разрушается... Не вступая в дискуссию относительно причин глобального характера усиления процессов размыва берегов острова, отметим это как фактор, который нельзя не учитывать.

… [На юге Сахалина] с 2003 года проводится реконструкция железной дороги с переустройством ширины колеи на 1520 мм. Несколькими годами ранее началась реконструкция трансрегиональной автомобильной дороги общего пользования Южно-Сахалинск — Оха — Москальво. В целях удешевления работ реконструированная автотрасса с асфальтобетонным покрытием на участке 70–105 км была «привязана» к существующей схеме мостов, а следовательно, и прежней трассе дороги. Теперь же, по прошествии 7–9 лет, мосты требуют капитального ремонта, один из самых крупных сносится и строится новый. Но в результате деградации морских аккумулятивных образований, в пределах которых расположены ранее неопасные участки, береговой уступ уже находится в нескольких метрах от дорожного полотна, а где и является откосом дороги».

Железнодорожники, замечал Афанасьев, совершают те же ошибки, что и строители автомобильных трасс. Вначале нужно укреплять берега, а потом уже начинать на этом прочном «фундаменте» ремонтные работы, реконструкцию и строительство. На деле же часто происходит наоборот. Более того — у Сахалина в принципе не было на тот момент и нет до сих пор единого генплана берегопользования.

«Между тем усиление интенсивности и активности размыва берегов Сахалина — объективная реальность, а не дань конъюнктурным ухищрениям науки», — писал ученый.

Муниципальные власти разных городов острова периодически предлагают по-своему защищать дороги. Например, в Шахтерске в этом году жителям посоветовали укреплять берега водоемов своими силами, но не с помощью специальных приспособлений и материалов — георешеток, геоматов, геотекстиля, железобетонных конструкций — а используя строительный мусор, оставшийся от сноса ветхих и аварийных зданий.

6 ноября на участке Холмск — Томари вновь открыли движение поездов. Менее чем за два дня на месте аварии положили грунт и новые рельсы. 

«Мальчишки его обожают» Далее в рубрике «Мальчишки его обожают»Родители воспитанников тренера, попавшего в ДТП с детьми, собирают подписи в его защиту Читайте в рубрике «Титульная страница» 26 вопросов по делу НемцоваПочему самое резонансное убийство последних лет сложно назвать раскрытым 26 вопросов по делу Немцова

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»