«Представляете масштабы этого явления?»
Завоз товаров на Чукотку по морю возможен только в короткий летний период. Фото: официальный сайт Чукотского автономного округа

Завоз товаров на Чукотку по морю возможен только в короткий летний период. Фото: официальный сайт Чукотского автономного округа

Сахалинские суда впервые за 30 лет прошли по Северному морскому пути

Суда Сахалинского морского пароходства — «Кунашир» и «Парамушир» — впервые за весь постсоветский период приступили к освоению Северного морского пути на всем его протяжении. Они работают по программе «северного завоза» товаров на Чукотку. 13 октября корабли прибыли через север страны в порт Архангельск на погрузку и затем пошли обратно тем же путем до Чукотского полуострова.

– Год назад, в 2013-м, Сахалинское морское пароходство вывело на линию «США–Чукотка» те же два теплохода, «Кунашир» и «Парамушир», — рассказали РП в пресс-службе пароходства. — Маршрут их пролегал из американского порта Эверетт в чукотский Певек, самый северный российский порт. Из Штатов они доставили туда 350 грузовых контейнеров с горнодобывающим оборудованием для месторождений. А в этом году прошли Северным морским путем — уже из Певека до Архангельска, приняли там груз и «вернули» его на Чукотку. На этот раз это не промышленные грузы, а те, что необходимы жителям полуострова на долгую северную зиму. И это, пожалуй, первый случай за последние 25-30 лет, когда сахалинские суда прошли Северный морской путь по всей его длине. До этого мы на север заходили, но, так сказать, короткими перебежками.

Северный морской путь, проходящий по морям Северного Ледовитого океана — Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому, Беринговому — самый короткий морской путь между европейскими и дальневосточными портами. От Петербурга до Владивостока по Севморпути — 14 280 км. Через Суэцкий канал — 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды — 29 400 км.

– Трудно себе это представить, но первый проект Северного морского пути был составлен еще в начале XVI века московским дьяком Дмитрием Герасимовым. О легендарном мореходе Семене Дежневе, в середине XVII столетия открывшем пролив, разделяющий Азию и Америку, знают все, — рассказывает РП краевед Александр Кошкин. — При Петре Первом Северный морской путь был обстоятельно изучен: составили более 60 его карт. И конечно, на протяжении столетий множество раз его пытались преодолеть полностью — вот только суда для этого были непригодны. Впервые удалось пройти весь путь шведам-полярникам, уже в конце XIX века, когда техника «подросла» до нужного уровня. А в 1898 году, когда изучение военных и торговых перспектив Севморпути провел адмирал Макаров, именно ради преодоления этого маршрута был построен первый в мире ледокол «Ермак».

Значение этого маршрута особенно возросло в XX веке. С его помощью доставляли грузы по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны, использовали при освоении Арктики и в обычной торговле. До сахалинцев этот путь начали возрождать пароходства европейской части России: в 2012 году впервые в новейшей истории страны топливо на Чукотку привезли танкеры из Мурманска, а не из дальневосточных портов.

– Сейчас сахалинские суда совершили рейс по северному завозу. Все ли представляют себе масштабы этого явления? В России есть огромные территории, куда жизненно важные грузы могут быть доставлены только в течение нескольких недель в году: во время короткой летней навигации. Иначе никак: с дорогами беда, по воздуху — дорого. А речь идет буквально обо всем: это продукты на несколько месяцев, топливо. И не только для машин: в большинстве северных районов дизель-генераторы и электричество вырабатывают, других источников нет, — рассказывает РП житель северного города Дудинки на Таймыре Игорь Щетинин. — В советское время Севморпутем чаще всего завоз и проводили.

С возрождением Северного морского пути в России связаны планы не только по северному завозу. Но еще и по освоению арктических нефтегазовых шельфов, строительству оборонных объектов в Арктике, развитию частных транзитных перевозок и даже арктического туризма.

– Раз наши суда вышли так основательно в северные моря — значит, взялись за дело всерьез. Тем более что дальневосточные российские порты находятся в чрезвычайно выгодном положении сейчас: ведь наши соседи, то есть Япония, Китай, другие страны АТР чрезвычайно заинтересованы в развитии морских перевозок, — говорит РП кандидат экономических наук, сотрудник ДВФУ Иван Яковлев. — И Северный морской путь им (и нам) тут в помощь.

Как говорят в пароходстве, первый для них за 30 лет рейс по Северному Ледовитому океану прошел в штатном режиме. Экипажи были опытные, погода неприятных сюрпризов не преподнесла. Даже помощь ледокола, обычно прокладывающего путь в Арктике, сахалинским судам не понадобилась.

Обещать — не значит эмбарго Далее в рубрике Обещать — не значит эмбаргоВ какие отрасли Япония продолжает вкладывать на Сахалине, отказываясь от закупок газа Читайте в рубрике «Титульная страница» Трехлетка несбывшихся ожиданийПочему с момента воссоединения Крым не превратился в жемчужину юга России Трехлетка несбывшихся ожиданий

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»