Новости – Общество
Общество
Строительство «с тайги»
Вид на причал в Курильском заливе. Сзади - вулкан Богдан Хмельницкий. Фото с сайта администрации Сахалинской области.
На программу развития Курильских островов будет направлено 68,6 млрд рублей
16 июля, 2014 11:33
9 мин
На федеральном Едином портале началось обсуждение проекта Федеральной целевой программы по развитию Курильских островов, рассчитанной на 2016-2025 годы. Документ был подготовлен Министерством по развитию Дальнего Востока РФ и правительством Сахалинской области.
– Основной акцент в программе делается на развитие транспортной инфраструктуры, увеличение объемов жилищного строительства, создание благоприятной среды для ведения бизнеса, — пояснила РП помощник министра по развитию ДВ Оксана Беляева.
По ее словам, объем средств, направленных на реализацию программы, в общей сложности за этот период составит более 68 млрд рублей. Из них примерно поровну средств поступит из федерального бюджета и консолидированного бюджета Сахалинской области — 29,3 и 30,3 млрд рублей соответственно. Плюс более 8 млрд рублей дадут, как планируется, внебюджетные источники.
Заказчиками проекта выступают практически все федеральные министерства — от образования, здравоохранения, культуры и спорта до МЧС и Минобороны. Связано это прежде всего с тем, что в документе речь идет о комплексном и всестороннем подходе к развитию региона.
В пояснительной записке к проекту Концепции перечисляются задачи: «создание конкурентоспособных территорий опережающего развития, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, обеспечение роста деловой активности, развития малого и среднего предпринимательства; развитие транспортных и коммуникационных связей; обеспечение населения Курильского архипелага жилищно-коммунальными и иными услугами учреждений социальной сферы, доступным и комфортным жильем, соизмеримыми с услугами на уровне средней обеспеченности по Сахалинской области».
Для чего надо развивать Курильские острова отдельно от всей Сахалинской области, РП рассказал первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов.
– Регион в целом попадает под действие федеральной целевой программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, рассчитанной на период до 2018 года, — поясняет Кирилл Степанов. — Но Курилы — территория особая, и история ее целевой поддержки довольно давняя: первая программа, направленная на развитие Курильских островов, была принята еще в 1994 году. Дело в том, что существует ряд специфических и вполне объективных факторов, требующих выработки особого подхода к социально-экономическому развитию Курил. Во-первых, это труднодоступные территории с целым комплексом нерешенных транспортных проблем. Во-вторых, все мы знаем о сложной геополитической ситуации и о спорах, предметом которых являются острова. Но в то же время на Курилах существует серьезнейший задел для развития рыбоперерабатывающей промышленности — по нашим оценкам, на сегодняшний день потенциал территории в этом смысле используется в лучшем случае на 20-30%. Собственно, в этом и состоит особенность новой программы: акцент в ней сделан на развитие этой отрасли. И уже к ней естественным и необходимым образом оказывается «привязанным» все остальное. Словом, это комплексная программа, цель которой — сделать Курилы конкурентоспособной с самых разных точек зрения территорией.
Руководитель агентства по развитию Курильских островов и инвестиционных программ Сахалинской области Сергей Абабков заявляет, что развитие Курил — это и вовсе стратегический вопрос надежности границы.
– Посмотрите на карту. Курилы — это 1200 км границы от Камчатки до японского Хоккайдо. Это наша восточная граница и одновременно территория, самим своим расположением указывающая на российскую принадлежность Охотского моря. При этом на архипелаге такой протяженности расположено всего три муниципальных района, в которых проживают всего около 20 тыс. человек гражданского населения. Понятно, чтобы удержать Курилы, а значит, и наши границы, нужно удержать там людей, — говорит собеседник РП. — И одних воинских соединений недостаточно. Нужно, чтобы люди на островах постоянно жили и работали, а значит, необходимо создать для этого все условия. На это, собственно, и направлена программа развития территории.
В проекте предусмотрены два варианта реализации программы — оптимистичный и базовый. По первому сценарию Курилы должны резко «рвануть» вперед в плане экономического роста, по максимуму использовать природный и географический потенциал и стать одной из самых продвинутых территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе: с развитой транспортной и энергетической инфраструктурой, современными коммуникациями, комфортной социальной и жизненной средой, инновационными технопарками и т.д.
Базовый, или инерционный путь развития подразумевает, что Курильские острова попросту догонят по этим показателям Сахалинскую область, в состав которой входят но от которой сильно отстают. В этом случае Курилы останутся дотационной территорией. Если же сработает первый сценарий, острова не только смогут обеспечивать сами себя, но и в идеале станут регионом-донором.
Если удастся реализовать оптимистичный вариант, то согласно проекту, к 2020 году объем отгрузки рыбоперерабатывающей продукции составит 6,92 млрд рублей, а к 2025 — 8,12 млрд. Ежегодный объем инвестиций в основной капитал увеличится к 2020 году в 1,45 раза по сравнению с 2013 годом и достигнет 4,39 млрд рублей, а к 20125 — 5,93 млрд. Покупательная способность жителей Курил в 2020 году составит 497% к прожиточному минимуму, а еще через 5 лет превысит 522%.
– Мне, признаться честно, больше верится в реализацию инерционного (базового. — Примеч. ред.) сценария. Но и то с очень серьезными натяжками, — считает экономист Александр Ельцов. — Дело в том, что эта программа развития Курил — далеко не первая. Уже реализовывались или реализуются сейчас федеральные целевые программы по ускоренному развитию островов на периоды 1994-2000 и 2007-2015 годов. А в нынешней речь, по сути, идет все о тех же проблемах. И даже депутаты областной Думы недавно направили соответствующее письмо полномочному представителю президента в ДФО. Там перечислены все самые насущные вопросы: отсутствие связи между Курилами и Сахалином и материком, как по морю, так и по воздуху — не хватает ни транспорта, ни инфраструктуры. Вообще о чем говорить, если только в этом году впервые в истории Курил был поставлен вопрос об асфальтировании дорог на островах. То есть раньше асфальта здесь не было вообще никогда. И не факт, что он появится быстро. Вот вам и транспортная инфраструктура! Да и разрыв между зарплатами жителей Сахалина и Курил составляет 5-8 раз в некоторых отраслях, что, конечно, не делает архипелаг привлекательным для проживания и работы. Так что в какое-либо опережающее развитие этой территории, по крайней мере в ближайшие годы, я не слишком верю.
В Минвостокразвития существование проблем и недоработок в реализации предыдущих программ признают. Однако нынешний документ, заявляют в ведомстве, призван радикально изменить ситуацию.
– Проблемы действительно остаются, — говорит Кирилл Степанов. — Причин тому несколько. В частности, и программа 1994-2000 годов, и ныне действующая, рассчитанная до 2015 года, оказались недофинансированы, и потому мы были вынуждены исключать реализацию целых блоков мероприятий, намеченных первоначально. Сказались и субъективные факторы. В частности, недостаточно добросовестная и оперативная работа на местах. Но вот если говорить о ныне действующей программе (до 2015 года. — Примеч. ред.), то работа по ней идет: на данный момент из 38 запланированных в ее рамках мероприятий уже реализовано 21. И можно вполне уверенно говорить о том, что на Курилах за последнее время существенно выросли пассажирские перевозки и грузооборот, серьезные успехи показывают рыболовная и рыбоперерабатывающая отрасли. С новой программой, надеюсь, финансовых проблем не будет. С этой точки зрения велико участие в ней не только Федерации, но и Сахалинской области —регион объективно может позволить себе расходы столь серьезного масштаба. Кроме того, планируется, что около 9 млрд рублей в проект вложат частные инвесторы. Кто конкретно, говорить пока рано, сейчас идут переговоры по этому поводу.
По мнению Сергея Абакова, особый акцент надо сделать на социальной составляющей развития Курил.
— За время последней программы, реализация которой началась в 2007 году и продлится до 2015-го, на Курилах было построено несколько детсадов, школ, учреждений здравоохранения, начато строительство аэропорта «Итуруп» — причем, можно сказать, не то что с нуля, а «с тайги». Решена проблема с нормальными причалами для судов, создана развитая энергетическая система. Причем ее особенность на Курилах такова, что она практически на 90% экологически чистая — энергии ветра или геотермальных источников. Такая энергетика в разы экономнее традиционной. Работа по всем перечисленным направлениям продолжится и в новой программе. Что касается привлечения частных инвестиций, то на уровне региона мы планируем, что речь пойдет о строительстве новых производств, и прежде всего, как уже было сказано, в рыбопереработке. При этом для инвесторов, которые захотят развивать этот бизнес, будут созданы разного рода льготы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости