Новости – Общество
Общество
Памятная ревизия
Три Брата могут получить особый охранный статус. Фото с сайта администрации Сахалинской области.
На Сахалине пересмотрят список объектов исторического и культурного наследия
9 июля, 2014 14:08
12 мин
В Сахалинской области решено создать научно-производственный центр по сохранению культурного наследия. Предполагается, что он сможет навести порядок в постановке на учет исторических объектов.
По словам специалистов, сейчас ситуация такова, что многие из объектов, которым статус памятника истории был присвоен в советское время, уже просто-напросто не существуют. Есть и такие, которые стали «памятниками» по политическим и идеологическим соображениям. Но заслуживают ли они такого статуса, предстоит разобраться экспертам. В то же время в регионе множество интереснейших объектов, которые формально памятниками истории и культуры не являются. Это значит, что у государства нет никаких подтвержденных законом оснований выделять средства на их реставрацию или охрану. В общем, всю эту неразбериху и призвана устранить новая организация.
– Новый центр займется изучением и паспортизацией объектов, которые могли бы получить статус памятников истории и культуры, — рассказала «РП» начальник отдела охраны объектов культурного наследия министерства культуры Сахалинской области Елена Савельева. — Ведь, чтобы министерство культуры могло выделить деньги на их реставрацию, необходимо, прежде всего, поставить их на учет. А ситуация в этом смысле у нас действительно непростая. В Сахалинской области 248 объектов, которые состоят на учете как памятники истории и культуры, но на самом деле давно пора разобраться — все ли они соответствуют этому статусу? В то же время не меньшее число интереснейших объектов требуют как минимум изучения в этом плане. Навскидку могу назвать, например, памятник вице-адмиралу Макарову в городе Макарове, установленный, так сказать, на общественных началах в 1969 году. Или же места военных действий: японскую батарею береговой охраны на мысе Крильон и территорию сражения, проходившего в августе 1945 года на острове Шумшу. Сейчас мы, по крайней мере, определили там границы охранной зоны, а то ведь постоянно давали о себе знать желающие вывезти с острова раритетную технику, оружие, другие имеющие ценность предметы.
Шумшу
Этим летом на остров Шумшу впервые отправится международная экспедиция, в работе которой примет участие и японская сторона. У этой территории, где происходили военные действия, фактически ставшие завершающим этапом Второй мировой, до сих пор нет статуса памятника истории. Поэтому десятки единиц военной техники, достойной того, чтобы стать музейным экспонатом, ныне заброшены, а сотни советских и японских воинов так и не похоронены.
– Курильская десантная операция, проходившая 18 августа — 1 сентября 1945 года, стала завершением военных действий Советского Союза против Японии. Причем именно бои на острове Шумшу стали крупнейшими в ходе операции и во многом определившими ее результат, — рассказывает «РП» историк Алексей Никоненко. — С обеих сторон потери были весьма серьезными. Однако и до сих пор, почти 70 лет спустя, на острове находятся десятки брошенных, а чаще — разграбленных, танков. А что самое страшное — останки сотен советских и японских солдат и офицеров, так и не преданных земле за все это время. С советской стороны около 700 человек числятся пропавшими без вести или похороненными в братских могилах. А по мнению японских историков, останки не менее 150 их военнослужащих до сих пор находятся в этих самых брошенных танках. То есть даже и в безымянных могилах они не похоронены. Так в машинах и сидят. По-человечески могу сказать: слава богу, что наконец-то состоится столь масштабная экспедиция на Шумшу, и, будем надеяться, солдаты Второй мировой обретут покой.
Мыс Крильон
Еще одно место, незаслуженно обделенное вниманием, — мыс Крильон.
– Это место с древнейшей, богатейшей историей. Здесь есть ряд интересных исторических объектов, относящихся сразу к нескольким эпохам — начиная с палеолитических стоянок и до японского Средневековья. Разумеется, все они давно являются предметом внимания ученых, имеют соответствующий статус, — рассказывает «РП» историк Елена Науменко. — А вот объектам новейшей истории повезло меньше. Здесь ситуация примерно та же, что и на острове Шумшу. Есть братская могила — и никто не может сказать, сколько человек там похоронено, не говоря уж об их именах. Но кроме того, Крильон — это настоящее кладбище старой техники и современного техногенного мусора. Здесь есть танки и артиллерийские установки, советские и японские, конца Второй мировой войны. Никто их никогда не изучал. Есть полуразрушенные постройки того времени — блиндажи, склады, дзоты. Есть суда, севшие на мель вблизи мыса более 60 лет назад, да так и оставшиеся там стоять. Или артефакты и поновее. Например, десятки бочек из-под ГСМ, остатки современных, но уже заброшенных металлоконструкций, другой техногенный мусор, остатки разливов химически агрессивных веществ и так далее. Не сделаю никакого открытия, если скажу, что исторические объекты, относящиеся к периоду Второй мировой войны, требуют немедленного изучения, а это безобразие — ликвидации. И не только на Крильоне такая ситуация. Вот, например, мыс Терпения, самая восточная территория Сахалина. Здесь можно увидеть и полузаброшенные могилы русских моряков XIX века, погибших на восточных рубежах Российской Империи, и развалюхи и ржавый техногенный мусор, оставленный частями радиотехнических войск, сейчас отсюда ушедших. Считаю, что этой территории необходим статус особо охраняемой исторической зоны — хотя бы для того, чтобы убрать отсюда мусор и привести могилы воинов в порядок.
Инженерные памятники
Иногда интереснейшие, а то и уникальные объекты не получают статус памятников истории из-за пробелов в законодательстве. Как, например, произошло с удивительным маяком мыса Анива. Шедевр инженерной мысли, интереснейший образец архитектуры находится сегодня в полуразрушенном состоянии лишь потому, что формально принадлежит Минобороны, то есть даже реставрировать его не разрешается. Но в большинстве случаев «выпадение» объектов из реестра памятников истории и культуры не связано с такими юридическими казусами.
Например, оставлены без помощи и разрушаются железнодорожные объекты, построенные Японией на Сахалине в ХХ веке. Одной из особенностей железнодорожной сети, созданной японцами, было обилие мостов, тоннелей, противолавинных галерей — их на острове десятки. Но если самими магистралями сахалинцы пользуются до сих пор, то вспомогательные сооружения в большинстве своем были законсервированы, поскольку находились в ветхом состоянии. А между тем, по мнению специалистов, среди них есть те, которые достойны статуса исторического памятника.
– На данный момент принято, но пока не реализовано, решение о создании технико-природного заповедника вблизи так называемого Чертова моста, он же — «Спираль Такарадай», — рассказывает Елена Науменко. — Это железнодорожное сооружение даже было внесено в Книгу рекордов Гиннесса как наиболее технически оснащенное. 800-метровый тоннель внутри сопки поворачивается по часовой стрелке и одновременно набирает высоту. В итоге, повернувшись почти в противоположную сторону, на 40-метровой высоте выходит на мост. Подобных объектов, при этом абсолютно заброшенных и полуразрушенных, на Сахалине немало. Например, интереснейший с точки зрений инженерных решений Ведьмин мост, находящийся в 2 км от Чертова и самый высокий (50 м. — Примеч. ред.) на острове. Некоторое время назад здесь случился пожар, и деревянные части моста сгорели. Их так и не восстановили. А множество уникальных железнодорожных тоннелей на участке дороги от Холмска до Южно-Сахалинска, разрушены не только под влиянием времени или природных явлений. В большинстве своем они буквально рассыпаются из-за вандалов, растащивших на металлолом уникальные конструкции, созданные в конце XIX — начале ХХ века.
Памятник на костях
В свою очередь могут быть исключены из реестра памятников истории и культуры, некоторые объекты, принадлежащие к советской эпохи.
– В 1988 году, к 70-летию пограничных войск, в Южно-Сахалинске была установлена скульптурная группа, изображающая пограничников. Уж каких только мнений в адрес этого «шедевра» не было высказано! В общем, по мнению горожан, этот памятник Южно-Сахалинск точно не украсил, — говорит краевед Александр Долиденок. — Одновременно там же, в Сквере Пограничников, находится заброшенный, заросший травой и испорченный посторонними надписями памятный знак, посвященный людям, которые заложили этот сквер и отдали много сил его развитию. Есть на Сахалине территории, связанные с трагическими страницами советской истории и до сих пор никак не увековеченные. Например, где шло «строительство №506» — прокладка тоннеля под Татарским заливом. Он должен был соединить Сахалин с материком. Сейчас много говорится о подобных проектах — в частности, строительство моста обсуждается. Так почему бы хотя бы в этой связи не изучить оставшиеся с 50-х годов объекты, на которых работали и десятками гибли заключенные? Почему не присвоить этим сооружениям — шахтам, тоннелям и так далее — статус исторического памятника? Насколько я знаю, в Норильске вокруг подобной же «дороги на костях» — заполярной железнодорожной ветки, строительство которой, как и нашего тоннеля, было заброшено после смерти Сталина, создан целый музей. А у нас — одни руины, по которым лазят туристы-экстремалы. Уж лучше это сделать историческим памятником, чем сомнительных и гигантских «пограничников».
Три Брата
Однако, по мнению директора Историко-литературного музея «А.П. Чехов и Сахалин» Темура Мироманова, никакие объекты из реестра исключать нельзя. Его можно только дополнять. Вопрос только — чем именно.
– Я бы ни в коем случае не стал говорить о том, что те или иные памятники, внесенные в соответствующий реестр, этого не достойны. Как бы то ни было, это наша история, — считает Темур Мироманов. — Другое дело, что некоторые объекты, присутствующие в реестре, фактически уже не существуют. Как, например, памятный знак первым комсомольцам, некогда установленный у нас в районе и с течением времени разрушенный. Что касается тех объектов, которым бы лично я присвоил соответствующий статус, то в Александровском районе это прежде всего скалы Три Брата, являющиеся символом Сахалина. Я не могу сказать, что они разрушаются или им что-то угрожает. Однако внесение в реестр автоматически будет означать повышенное внимание к этому объекту. Тем более что Три Брата естественным образом составляют единый комплекс с близлежащими памятниками истории: тоннелем мыса Жонкиер, прорубленным в скалах каторжанами в конце XIX столетия, и Александровском-Сахалинским, имеющим статус города-музея. В последнем сейчас проводится реконструкция исторического центра. Но ведь и Три Брата неразрывно связаны с этими местами. В частности, Антон Павлович Чехов не раз упоминал эти скалы в своих записях.
– Есть версия, что столетия назад Три Брата в буквальном, а не фигуральном смысле слова составляли единое целое с мысом Жонкиер, но время и природные явление заставили скалы «оторваться» от материка, — рассказывает сахалинский краевед Марина Витушко. — Братьями их называют не случайно: эти скалы практически идентичны по форме, отличаются только по размеру, как братья-погодки по росту: 21, 18 и 15 метров. На этих скалах ученые находили образцы флоры и фауны эпохи палеозоя. Это место паломничества туристов и проведения традиционного бардовского фестиваля. И уже все это в комплексе заставляет присвоить этому месту особый статус — ради его же сохранности.
Как рассказала «Русской планете» начальник отдела охраны объектов культурного наследия министерства культуры Сахалинской области Елена Савельева, работа над созданием научно-производственного центра по сохранению культурного наследия уже началась. Сейчас «утрясаются» разного рода формальности. Новая организация начнет работу уже к концу года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости